Медин Пойя - Medin Poya
О праздниках, вернее, Днях Полнолуний – Пойя – мы неоднократно упоминали в предыдущих публикациях. Если Вы, все же, еще не знакомы с этой красочной религиозной традицией, тогда давайте разберемся в том, что же такое Пойя. Это буддийский праздник новолуния, который отмечается на Шри-Ланке 12 (а иногда 13) раз в год. Каждый такой день Пойя носит свое название и имеет определенное значение, направленность праздника.
Слово «пойя» происходит от сочетания двух слов на санскрите: «упа» и «вастха», то есть «упавастха», пройдя через язык пали, термин приобрел упрощенную и измененную форму «пойя». В некоторые годы случается два дня Пойя, и тогда второй день называется «Адхипойя».
Будда практиковал в дни полнолуния отвлечение от мирских дел и занятия духовной практикой, и позже сложилась традиция чтения буддийских текстов и комментариев в монастырях и храмах в дни полнолуния. Традиция отмечать дни Пойя на Шри-Ланке началась с приходом на остров буддизма в 247 г. до н.э. для укрепления связей между Сангхой, то есть монашеской общиной, и мирянами.
В древности, при жизни Будды индийский календарь отмечал три времени года. Это зима, лето и сезон дождей. Таким образом, с Эсала Пойя начинается период уединения у монахов, который длится 4 месяца до Вап Пойя. В течение этого отрезка года монахи занимаются духовными практиками, прерывая ежедневную социальную работу. 4 месяца — Эсала, Никини, Бинара и Вап — монахи не оставляют пределов монастырей и храмов.
В сезон муссонов монахи проводят в помещении, сосредотачиваясь на медитации. Они так же бывают на религиозных мероприятиях, проводят проповеди и открытые дискуссии по Дхарме в храмах. Традиция организации семинаров и проповедей в сезон дождей практикуется в странах с тхеравадийским буддизмом, и прежде всего, — на Шри-Ланке.
Во влажный сезон верующие собираются там, где живут практикующие монахи, или бхикку, и помогают им с продовольствием, одеждой и прочими пожертвованиями. Эти дары от мирян приводят их к накоплению особых заслуг и выражают проявление взаимосвязи бхикку и мирян.
Финал сезона дождей знаменует окончание периода уединения монахов. Этот период называется Вассана Самайа. Он завершается церемонией Катина Чиварайя и колоритным шествием с участием кандийских танцоров и барабанщиков.
Конечно, строжайше соблюдая многовековые традиции отмечать Пойя, вдали от крупных и столичных городов Коломбо и Канди, празднества Пойя не столь выразительны по убранству, но более глубоки в духовной атмосферности и приверженности. При этом каждый житель глубинки совершенно точно знает, какому из этапов или событию из жизни Будды посвящается Пойя в текущем месяце.
К примеру, в марте отмечается Медин Пойя. На сей раз день приходится на полнолуние в ночь с 12 на 13 марта 2017г. В Медин Пойя принято вспоминать визит Будды к собственному отцу, правителю Шуддходана, а также к представителям рода Шакья, где Будду при рождении нарекли Принцем Сиддхартой. Отец Сиддхартхи король Шуддходана мечтал о встрече с сыном, но отправиться на нее самому было ниже королевского достоинства, и он посылал министров и посыльных, чтобы те уговорили сына вернуться из отшельников в пределы королевского дворца. Но все попытки короля провалились: посланцы остались с практиковавшим и проповедовавшим Буддой, став последователями Его философии. Однако один из министров по имени Калудайя смог уговорить Будду повидаться с отцом. Кстати, Калудайя и Сиддхартха — будущий Будда – дружили с детства, и оба даже родились в один день. Впоследствии Калудайя присоединился к последователям Будды, количество которых на тот момент достигло 20000 учеников, и около 10000 из них были из клана Шакья. В итоге Будда навестил отца, найдя его в тяжелых временах. При этом все жители города ждали тогда встречи с Буддой. И позже Медин Пойя стала тем праздником полнолуния, в который принято вспоминать приезд Просветленного во владения своего отца.
Для членов рода Шакья их происхождение и статус означали многое. Старшины клана не захотели выражать почитание Будде, принуждая младших братьев поступать также. Провидев это Будда, вознесся в небо и стал творить чудеса. Король, увидев происходящее, три раза поклонился Ему и начал молиться. То же самое сделали все придворные. Затем Будда направился к Яшодхаре, своей мирской супруге. Она, вся в слезах, упала к Его стопам и начала непрерывно читать мантры.
В конце визита домой Будда и Его последователи собрали милостыню и вернулись в замок короля. Будда уговорил наследника трона, своего брата Нанду, пойти с Ним в храм. Там Будда посвятил брата в духовный сан. Король Шуддходана не был доволен происходящим, ведь на следующий день была назначена свадьба Нанды. Отец подошел к Будде и печально поделился, что самое дорогое сокровище для родителей — их дети и наследники. Он просил не посвящать детей в сан, если родители не дали на то свое согласие. Будда выполнил просьбу отца. С того дня повелось так, что каждый человек, желающий отречься от мирского, должен получить согласие родителей. Такую историю из жизни Будды вспоминают в каждом храме и монастыре на Шри-Ланке в вечернюю службу дня Медин Пойя.
В новопостроенном в 2016 году храме Шри Тилакаратнарамайя в Кахандамодаре, к примеру, как и во всех других уголках острова, служба или пуджа / пуджава по случаю Медин Пойя началась еще днем, однако, основные ритуалы в храме совершали монахи из местной Сангхи. И лишь вечером, как и обычно, к 19-00 в храм начали подтягиваться окрестные жители из Кахандамодары, Кахандавы, Келанигамы, Тилланвалы и Диявара Гамманаи. Традиционная вечерняя пуджа начинается с зажжения масляных лампад и благовоний в знак благодарности Будде за Его Учение. Подношения в виде кувшинов воды и свежих ароматных цветов – знак признательности Учителю от всего сердца. Сосуды с водой и цветами приносят к изваяниям Будды практически от каждой семьи, в течение дня к этим освященным предметам культа можно прикоснуться.
К вечерней пудже культовые предметы собирают в помещении для монахов, которые произносят благословительные и благодарственные мантры, после чего воду, цветы и прочие дары отдают обратно прихожанам храма. Эти святыни они по очереди выносят на показ всем пришедшим в храм, чтобы те смогли прикоснуться к ним ладонями по очереди, сложив затем руки в жесте «намаскар» – жесте приветствия Будде, одновременно этот же жест сложенных на уровне груди или лица рук передает пожелание всем окружающим людям – «аюбован», что на сингальском значит «да продлятся ваши дни».
По окончании церемонии выноса и приложения к святыням, верующие собираются дружной гурьбой внутри и на ступенях храма, чтобы послушать повествование из жизни Будды, приуроченное к Медин Пойя. Традиционная вступительная мантра пуджи «Буддхам Шаранам Гаччами», или Мантра Прибежища.
Мантра «Буддхам Шаранам Гаччами» относится к традиции посвящения.
«Прибежище» представляет собой обращение к кому-то или чему-то за наставлениями и помощью в поддержке. Принятие «Прибежища» — это осознанный шаг. Прежде чем его совершить, человек должен убедиться, что он понимает значение Трех Драгоценностей, ценит их и готов на них полагаться.
Принимать Прибежище в Будде означает для блага всех чувствующих существ стремление к состояниям Просветления, Сострадания и Мудрости. Это первая Драгоценнсть, одна из трех Теруван. Путь к достижению результатов этих устремлений показывает вторая Драгоценность — Дхарма, то есть Духовные Учения, Знания, которые освобождают от смущения и страданий, неведения и мрака.
Принятие Прибежища — это изучение, стараясь понять и найти практическое место полученному знанию в жизни, сохраняя положительный настрой ума. Сообщество практикующих, друзей единомышленников и помощников, которые стремятся к той же цели и применяют те же методы, кто поддержит и поможет на пути к Просветлению, представляют собой третью Драгоценность – Сангха, то есть, сообщество монахов.
Мантра звучит следующим образом:
Buddham Sharanam gachchami,
Dhammam Sharanam Gachchami,
Sangham Sharanam Gachchami
В переводе эта мантра значит:
Принимаю прибежище в Будде.
Принимаю прибежище в Дхарме.
Принимаю прибежище в Сангхе.
Мантра выражает самое положительное и благотворное намерение заняться обучением на пути просветления и развития на благо всех живущих, помогает настроиться на определенное видение, в котором ум приводится в состояние пробужденного настроя и гармонии. Посредством повторения мантры Прибежища и осознание ее значения, очищается речь и ум.
После произнесения монахом, мантру вторят все присутствующие в храме. Затем пуджа плавно перетекает к главному сюжету вечера Медин Пойя – повествованию о событиях более, чем 2 с половиной тысячелетней давности. Эти исторические хроники бережно хранит община Сангха на протяжении столь длительного времени, а значит, религиозная, культурная и историческая связь времен еще долго будет нести в себе код неприходящих ценностей народа Шри-Ланки. И уже 13 марта, сразу после Медин Пойя, начинается новый цикл месяца, когда все силы крестьян будут направлены на сбор весеннего урожая. И закончится он пышным торжеством – Алут Авурудду, или сингальским и тамильским Новым Годом, который приходится на 13 и 14 апреля.
info@lankarus.com