ИСТОРИЯ ШРИ-ЛАНКИ
История Шри-Ланки довольно подробно описана в исторических хрониках. Поэтому для историков и исследователей острова восстановить хронику древних событий практически не составляет затруднений.
Так, летописи сообщают, что примерно в 10 веке до нашей эры на Шри-Ланке жили четыре племени, имевшие арийские корни. Одно из племен — Ракша. Люди этого племени поклонялись богам Ракшасам. В индийском эпосе «Рамаяна» демон Равана, бывший король Ланки, принадлежал к племени Ракша. Он обладал летательным аппаратом, носившим название «Данду Монара», на котором Равана перелетел в Индию и похитил принцессу Ситу, невесту индийского принца Рамы. По легенде в районе местечка Вирапола находился древний аэропорт Ракшасов. Существуют различные мнения о том, где же была укрыта принцесса. Однако, «Рамаяна» утверждает, что Равана спрятал Ситу в горном районе Нувара Элии, в районе нынешнего ботанического сада Хакгала. Там же ныне есть священный Ковил Сита Амман. Но после проведения раскопок, некоторые историки говорят о том, что местом, где была укрыта Сита, являлась крепость Сигирия, а вовсе не Хакгала. Даже многие современники, видя Сигирию, или пролетая над ней на вертолете, говорят, что это место невероятной силы, хранящее в себе великую загадку человечества.
Так, летописи сообщают, что примерно в 10 веке до нашей эры на Шри-Ланке жили четыре племени, имевшие арийские корни. Одно из племен — Ракша. Люди этого племени поклонялись богам Ракшасам. В индийском эпосе «Рамаяна» демон Равана, бывший король Ланки, принадлежал к племени Ракша. Он обладал летательным аппаратом, носившим название «Данду Монара», на котором Равана перелетел в Индию и похитил принцессу Ситу, невесту индийского принца Рамы. По легенде в районе местечка Вирапола находился древний аэропорт Ракшасов. Существуют различные мнения о том, где же была укрыта принцесса. Однако, «Рамаяна» утверждает, что Равана спрятал Ситу в горном районе Нувара Элии, в районе нынешнего ботанического сада Хакгала. Там же ныне есть священный Ковил Сита Амман. Но после проведения раскопок, некоторые историки говорят о том, что местом, где была укрыта Сита, являлась крепость Сигирия, а вовсе не Хакгала. Даже многие современники, видя Сигирию, или пролетая над ней на вертолете, говорят, что это место невероятной силы, хранящее в себе великую загадку человечества.
Второй народ носил название Нага и поклонялся змеям. До настоящего времени дошли легенды, сохранившиеся в народных танцах и искусстве масок, когда змей и народ их укрощавший призывали на помощь для защиты от врагов. Келания и Нагадипа были одними из самых популярных городов и являлись сосредоточением торговых путей, ведь по преданиям Нага являлись одними из величайших торговцев того времени.
Третье племя, населявшее Шри-Ланку в древности, называлось Дэва. Они поклонялись единому Богу. Четвертый и один из самых могущественных народов носил название Якша, поклонявшийся дьяволу, или невиданным способностям человека. По легенде, Якша могли становиться невидимыми, летать по воздуху. Якша первыми стали строить водохранилища, а так же изобрели ирригационную систему подачи воды для фонтанов, орошения посевов и других нужд. Первая древняя дамба на Шри-Ланке была найдена в районе Мадуру Оя. Ей свыше 6000 лет. Удивительная история сопровождает обнаружение этой постройки. Дело в том, что уже в современное время властями Шри-Ланки было принято решение построить дамбу именно в этом районе. Современные разработчики использовали множество снимков из космоса, специальные приборы, которые указывали наиболее точное и благоприятное место для строительства плотины. И вот когда работы были начаты, обнаружилось, что уже много тысячелетий назад древние люди строили в этом же самом месте дамбу. Однако, сразу возникает вопрос, как было возможно не имея ни компьютерных технологий, ни космических исследований рассчитать один в один место, наиболее благоприятное для строительства плотины.
Но вернемся от мистики к истории. В I тысячелетии до нашей эры в северо-восточной Индии находилось царство Лала (теперь территория Восточной Бенгалии, Бангладеш), правители которого называли себя львами («сингха»). В результате междоусобиц старший сын одного из правителей — Виджая и его сторонники в количестве около 700 человек вынуждены были покинуть Родину и после долгих странствий прибыли в 543 г. до н. э. на остров, который Виджая назвал по имени своего рода «Сингхаладвипа», т. е. остров львов (отсюда и название основного населения острова — сингалы). Наименование острова Сингхала постепенно превратилось в английском языке в Силон (Ceylon). Отсюда и русское название Цейлон. Но на острове с давних пор употреблялось и другое название страны — Ланка, означающее «благословенная, прекрасная земля» (приставка «шри» в названии — выражение глубокого почтения). Немного позже переселенцы с северо-востока Индии присоединились к первопоселенцам Синхаладвипы, прибыв из индийского царства Калинга (сейчас это территории индийских штатов Орисса и Западная Бенгалия). В той связи, что переселенцы прибывали из областей и во времена расцвета древнего языка санскрита, классический литературный, и частично современный разговорный сингальский язык — это уникальнейший образец того, как мертвый уже язык санскрит продолжает существовать во многих своих пракритских элементах за тысячи километров от мест его зарождения — на острове Шри-Ланка. Впрочем, о сингальском языке мы расскажем Вам отдельную историю.
Итак, прибывший из Индии Виджая взял в жены принцессу Кувейни из местного племени Якша, правившего Шри-Ланкой в тот момент. Она помогала Виджае убить короля Якша и придворных короля, проживавших в регионе Ланкапурайя. Получив власть на острове, Виджая построил город в регионе Тамманава, места сосредоточения власти Якша. У принца Виджайи и принцессы Кувейни родились сын Джавахатта и дочь Дисала. Население страны требовало, чтобы Виджая стал полноправным королем Шри-Ланки, но принц с большой неохотой шел на этот шаг. По древним законам Индии перед вступление на престол будущий король должен был быть женат на принцессе королевских кровей. Поэтому, чтобы стать более значимым правителем, Виджая не колеблясь, изгнал Кувейни с двумя детьми и взял в жены настоящую принцессу с полуострова Индостан. Вернувшись домой в Ланкапурайю, принцесса Кувейни была убита своим народом за предательство. Двое детей принца Виджайи и Кувейни исчезли.
Виджая правил своим королевством 38 лет. Однако законных наследников на его трон не было, и принц послал за своим младшим братом, принцем Сумиттой, в Индию. К тому времени как делегация из Шри-Ланки достигла берегов Индии, Сумитта уже стал королем в своей стране и отправил вместо себя младшего сына Пандувас Дева править Шри-Ланкой. Пока делегаты ездили из Шри-Ланки в Индию, король Виджая умер, и страной в течение одного года правил премьер-министр Упатисса (505 – 504 гг. до нашей эры). Законный наследник и младший сын брата короля Виджайи, принц Пандувас Дев правил страной 30 лет (504 – 474 гг. до н.э.). У него было 10 сыновей и одна дочь, знаменитая принцесса Унмада Читра. Пандувас Дев прославился тем, что построил первое в стране водохранилище Абайя Вева.
Итак, постепенно индоарийские переселенцы — сингалы покоряли местные племена (веддов и др., которые к тому времени жили на острове в течение свыше 36.000 лет!) и заняли весь остров. В III в. до н. э. сингалы приняли буддизм. В первые века нашей эры на острове возникло сильное и богатое государство Раджаратта. Труд крестьян-общинников, ремесленников и рабов, накопленные богатства давали возможность сингальским правителям благоустраивать и украшать города, первое место среди которых занимала Анурадхапура — столица государства Раджаратты. Среди 700 сопровождавших из Индии Виджайю последователей, был человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Так как он являлся министром, то деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой город, переименованный в Анурадхапуру.
Один из путешественников VII в. так описывает Анурадхапуру: «Золотые зубцы храмов и дворцов блестят на фоне неба; над улицами перекинуты дуги мостов с развевающимися на них флагами; по бокам улицы усыпаны черным, а посредине белым песком; там и сям стоят вазы с цветами и находятся ниши со статуями, держащими лампы».
Благоприятное географическое положение острова способствовало тому, что уже в первых веках н. э. Шри Ланка стала одним из крупных центров международной транзитной торговли. Шри-Ланка торговала с Индией, Аравией, Африкой, Китаем. На побережье острова возникли многочисленные портовые города, где иноземные купцы, главным образом арабы, развернули бурную коммерческую деятельность.
Шри-Ланка оставалась провинцией Чолов целых 75 лет. В это время в стране возросло влияния индуизма, было построено много святилищ и храмов. Позднее царь Виджаябаху I (1070 – 1110 гг. н.э.), собрал свою армию и изгнал Чолов из Шри-Ланки, освободив страну. Виджеябаху I реставрировал и разрушенную Чолами Анурадхапуру и Полоннаруву, но столицу в Анурадхапуру уже не вернули. Король построил много храмов, пагод, университет, в котором могло обучаться до 5000 человек. Король обладал великим даром политика и выстроил хорошие отношения с Китаем и другими странами. В Полоннаруве было множество посольств иностранных государств, процветала торговля. При Виджаябаху возвели вокруг города высокую стену, покрыли ее штукатуркой и вырыли глубокий ров, а второй король Паракрамабаху эту главную стену окружил еще тремя. В результате город стал по площади в 4 раза больше Анурадхапуры. В общей сложности в Полоннаруве царствовало около 19 королей, и даже 2 королевы.
Следующим великим правителем, внесшим свой вклад в историю Шри-Ланки, был король Паракрамабаху I (1164 -1186 гг. нашей эры). Этому королю удалось примирить последователей двух буддистских течений Шри-Ланки. Численность населения Полоннарувы при нем достигла 3 миллионов человек. Но главной его заслугой стало строительство оросительной системы каналов и огромного водохранилища площадью 2500 гектаров, которое носит название Паракрама Самудрая, что в переводе с сингальского значит «Море Паракрамы», названного так в его честь. Король считал, что ни одна капля дождя, не должна быть унесена в океан, не послужив на пользу людям.
Третьим великим правителем Полоннарувы был король Ниссанкамалла (1187 – 1197 гг. нашей эры). При нем еще 10 лет в стране царил мир. Король любил записывать все свои достижения, а так же при нем была создана Каменная Книга (по-сингальски «Гал Пота»), которая является своеобразной конституцией того времени. При Ниссанкамалле была окончена система формирования каст и система заключения браков на Шри-Ланке.
Но история Полоннарувы оказалась не такой долгой, как у Анурадхапуры. В 13 веке после смерти царя Ниссанкамаллы начался упадок государства, и всего лишь в течение 20 лет город, остававшийся столицей Шри-Ланки около 2 столетий, был заброшен и стал превращаться в руины.
В середине 13 века столицей сингальского государства стала Дамбадения, расположенная на дороге из Курунегалы в Негомбо. А после ее падения столица была перенесена в Япахуву. В результате раскопок были обнаружены останки царского дворца, купален, лотосового бассейна, крепостных стен, а так же останки тогдашнего храма Зуба Будды. Вообще, на Шри-Ланке существовало поверье, что Зуб Будды приносит удачу и прозрение тому, кто им владеет. Поэтому священная реликвия всегда находилась в столице государства, для нее каждый правитель считал своим долгом построить храм образа со святилищем. При переносе столицы в другой город, Зуб Будды переезжал вместе с ней. В Япахуве правили три царя, но особого внимания заслуживает Паракрамабаху III (1278 – 1293 гг. нашей эры), так как при его правлении индийцам удалось захватить крепость Япахуву и увезти Зуб Будды в Индию. Но царь сумел вернуть священную реликвию обратно.
На смену Япахуве пришла эра Курунегалы (1293 – 1341 гг.). Само название Курунегала переводится, как город слоновьего камня («куруне» — слон, а «гала» — камень). От самого города практически ничего не осталось, и самое интересное находится в его окрестностях. Так, например, в период правления царя Дутугамуну было найдено месторождение серебра. И в честь этого события построен Серебрянный храм, а в него помещена позолоченная статуя Будды.
Гампола пришла на смену Курунегале до начала 14 века н.э. Однако обстановка в стране была нестабильной. Последним сингальским королем единой Шри-Ланки был Паракрамабаху VI (1413 – 1467 гг. н.э.). В течение 55 лет он правил страной из своей королевской резиденции в городе Котте. После его смерти опять началась борьба за власть и усилилась феодальная раздробленность. Можно сказать, что отдельно на Шри-Ланке существовало не менее 10 княжеств, и самыми сильными из них были три: Канди – в центре острова, Котте – на юге и тамильское княжество Джафна — на севере. Но такая раздробленность и междоусобная борьба отвлекало внимание ланкийцев от внешних притязаний других стран и народов, активно начавших свои колонизаторские набеги в начале 16 века.
Почти не прекращавшиеся на протяжении нескольких веков войны сингалов с тамилами привели к перемещениям сингалов из северных засушливых районов острова в юго-западные и западные районы влажной зоны. К началу XVI в. наибольшего влияния достигло сингальское государство Котте (столица его находилась в нескольких километрах к югу от Коломбо).
В начале XVI в. независимое развитие ланкийских государств было нарушено вторжением первых европейских колонизаторов. В 1517 г. португальцы достигли берегов острова и захватили Коломбо, а вскоре и все прибрежные районы государства Котте. Опираясь на захваченные прибрежные базы, португальцы пытались продвинуться вглубь острова. Это вызвало решительное противодействие сингалов, проживавших на Центральном нагорье, где ими было создано Кандийское государство (со столицей в Канди).
Кандийское государство было централизованной феодальной деспотией с сильно развитым бюрократическим аппаратом и со сложной системой феодальных повинностей. Земля являлась государственной собственностью. Часть земель правители жаловали феодалам — мудальярам за несение военной и гражданской службы. Большие земельные владения были у буддийских монастырей. Основным видом феодальной повинности крестьян и ремесленников являлась раджакария, т. е. исполнение различных обязанностей и повинностей в пользу правителя: сюда входили выплата натуральных и денежных налогов, работа на строительстве различных государственных сооружений и дорог и многое другое. В этой связи в государстве бытовала такая поговорка: «Долг перед царем важнее службы богам».
В первой половине XVIII в. на острове появились голландцы. С помощью последних кандийские правители стремились изгнать португальцев. Между Португалией, с одной стороны, и Голландией — с другой, началась долгая и ожесточенная борьба, которая завершилась в 1656 г. захватом голландцами Коломбо и окончательным изгнанием португальцев. Кандийское государство не только сохранило независимость, но и значительно расширило свою территорию за счет бывших португальских колониальных владений.
Голландские колонизаторы, получив право монопольной торговли корицей и другими пряностями, слоновой костью и ценными породами древесины, продолжали политику своих предшественников. Они планомерно грабили население прибрежных районов Шри-Ланки, насильственно отбирая землю у крестьян и засаживая ее плантационными культурами, широко применяли принудительные формы труда. Крестьяне разорялись, голодали. Начались восстания против голландских колонизаторов, особенно широкий размах приняло восстание 1753 г. в Коломбо и Матаре.
Богатства Шри-Ланки, важные стратегические позиции острова на морских путях из Европы на Дальний Восток, в Австралию и Океанию разжигали аппетит у английских колонизаторов. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, англичане в 1796 г. заняли Коломбо, а вскоре установили свое господство над остальными прибрежными районами острова, принадлежавшими Голландии.
Английские завоеватели ввели новую административно-налоговую систему. Военная и гражданская власть перешла в руки английской Ост-Индской компании, которая, так же как и голландские колонизаторы, жестоко грабила страну. Население Шри-Ланки не желало мириться с новым колониальным рабством, и к концу 1796 г. все районы, занятые англичанами, были охвачены антианглийским восстанием. Восставшим серьезную помощь оказывало независимое Кандийское государство.
В 1815 г. англичане, подкупив часть крупных феодалов-мудальяров, после ожесточенных боев аннексировали Кандийское государство. Но кандийцы не желали мириться с чужеземным гнетом. Уже в 1818 г. почти вся территория Канди была охвачена антианглийским восстанием, которое англичане подавили с большой жестокостью, предав опустошению целые районы. Остров стал английской колонией и был превращен постепенно в источник ценного сырья и рынок сбыта промышленных изделий, произведенных в метрополии.
Развитие капиталистических отношений в XIX в. привело к возникновению на Шри-Ланке рабочего класса и национальной буржуазии. На острове развивалось национально-освободительное движение, важный стимул которому (как и в других странах Южной Азии) дала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. В годы второй мировой войны возникли политические партии, которые возглавили борьбу за независимость.
В 1943 г. в стране была создана Коммунистическая партия, выдвинувшая программу борьбы с колонизаторами, национализации ведущих отраслей народного хозяйства, проведения радикальной аграрной реформы, демократизации общественной и политической жизни, решительно осудившая национальный гнет и расовую дискриминацию. Компартия опиралась на передовые слои промышленных и сельскохозяйственных рабочих и интеллигенции.
В результате коренных политических изменений, происшедших в мире после второй мировой войны, и длительной героической борьбы ланкийского народа 4 февраля 1948 г. Шри-Ланка добилась независимости, сбросив, как и многие другие страны Азии, оковы колониального рабства.
Вплоть до 1956 г. правительство Шри-Ланки возглавлялось Объединенной национальной партией, которая была создана в 1946 г. и выражала интересы компрадорской буржуазии и крупных землевладельцев-плантаторов.
В 1951 г. из Объединенной национальной партии вышла группа ее членов, недовольная курсом лидера партии. Эта группа, которую возглавил Соломон Бандаранайке, основала Партию свободы Шри-Ланки. Демократическая программа этой партии обеспечила быстрый рост ее рядов. Был создан Объединенный народный фронт, лидером которого стал тоже С. Бандаранайке. Очередные выборы в парламент в апреле 1956 г., происходившие в условиях сплочения демократических и патриотических сил, принесли победу народному фронту.
Правительство С. Бандаранайке предприняло целый ряд важных демократических преобразований. Особое внимание было обращено на укрепление национальной независимости. Установлены дипломатические отношения с Советским Союзом. Ликвидированы английские военные базы. Правительство республики решительно отказалось участвовать в военном блоке СЕАТО и последовательно придерживалось принципов, провозглашенных на конференции стран Азии и Африки в Бандунге. Было достигнуто соглашение с лидерами тамильской Партии федералистов (созданной в 1949 г.) относительно административного устройства районов, населенных ланкийскими тамилами, и о месте тамильского языка в государстве.
Нормализация обстановки в стране, прогрессивный внешнеполитический курс, демократические преобразования — все это вызвало сильную оппозицию правых и ультранационалистических кругов. 25 сентября 1959 г. премьер-министр Шри-Ланки Соломон Бандаранайке был по их указке убит. Его гибель вызвала огромное возмущение в стране. Прогрессивная общественность Шри-Ланки охарактеризовала убийство как заговор против демократических завоеваний ланкийского народа с целью установления в стране реакционного режима.
Президентский дворец
Президентский дворец
Председателем Партии свободы была избрана жена убитого премьер-министра — Сиримаво Бандаранайке. Она же в результате выборов в парламент 1960 г. стала премьер-министром. Правительство Сиримаво Бандаранайке осуществило ряд социально-экономических преобразований, расширяло и укрепляло государственный сектор экономики, приняло закон о земельной реформе. Однако нерешительность и непоследовательность руководства Партии свободы в осуществлении на практике провозглашенных им социально-экономических преобразований вызвали разочарование широких народных масс политикой этой партии. Это привело к тому, что на парламентских выборах 1977 г. Партия свободы потерпела поражение. Победу одержала Объединенная национальная партия. С мая 1977 г. в стране действовалал Объединенный левый фронт в составе Коммунистической и социалистической партий, демократических профсоюзных и молодежных организаций. Целью фронта являлась борьба за радикальные социально-экономические преобразования.
Лев, несущий меч в правой руке, изображён на золотом на красном фоне с желтой каймой. Четыре листа дерева Бо на флаге указывают внутрь находятся в четырех углах. Две вертикальные полосы зеленого и оранжевого цветов, означают этнические меньшинства Шри-Ланки. Это флаг последнего короля Шри-Ланки.
- Бордовый фон - Древние представители титульной нации - сингалы
- Оранжевая полоса - этнические тамилы
- Зеленая полоса - этнические мавры и последователи ислама
- Желтая рамка вокруг флага - Различные народы и культуры, в том числе голландцы, бюргеры и португальцы
- Золотой Лев - символизирует храбрость шри-ланкийской нации, сингальского народа
- Листья дерева Бо - символизируют буддизм и его влияние, а также четыре добродетели
- Меч Льва - суверенитет Шри-Ланки и храбрость своих граждан
- Вьющиеся волосы Льва - Религиозная приверженность, мудрость, медитация
http://lankarus.com/